Наступил новый год, и всего пару-тройку недель спустя уже стартует автоспортивный сезон в Украине. Первой в нем станет довольно необычная и можно даже сказать экзотическая для наших широт в последнее десятилетие ипподромная гонка. А пройдет она в эти выходные в самом центре Харькова на самом настоящем ипподроме. А ведь зимний трек (а именно к этой дисциплине относится ипподромная гонка), это один из, если не сказать самый зрелищный, видов гонок!
Предшествующие морозы и еще более сильные прогнозируемые на гоночный уик-энд не дадут раскиснуть полотну, и гонщикам предстоит вступить в бой не только друг с другом, но и с настоящей снежно-обледенелой дорожкой. Изюминка в том, что они могут использовать любую зимнюю резину… кроме шипованой или специальной «зубастой» кроссовой. Так что чтобы удержаться на этой дорожке и контролировать автомобиль нужно будет не дюжий опыт и мастерство. А как раз опыта такой езды у украинских пилотов фактически и нет. На тех немногих зимний раллийный гонках основная масса стартует на спортивном шипе. Так что с этой точки зрения ипподромная гонка предоставит свои особые задачи пилотам, а пришедшим на нее зрителям незабываемое впечатление от езды пилотов по льду.
Для многих приятным сюрпризом будет то, что трековая дисциплина это единственный вид автоспорта в Украине, где и поныне узаконена контактная борьба! Иными словами при обгоне гонщики могут идти на определенно-оговоренный контакт, то есть столкновение. Даже на летнем треке обогнать чисто, без касания машин весьма затруднительно, на зимнем же это практически невозможно – так или иначе по законам физики обгоняющую внутри машину будет выбрасывать наружу и она будет немного «опираться» на обгоняемую! За всем этим естественно строго следят судьи и карают за незаконные действия пилотов как то: удар сзади впереди идущего соперника и уж тем более грубая попытка обгона, что тоже зачастую случается на треке, тем более зимнем, где вытормозиться после разгона на длинных прямых весьма проблематично. Ну а самым недопустимым маневром является удар в водительскую дверь, что, увы, тоже случается при неудачной попытке обгона. Как бы то ни было, но контактная борьба на ипподромной гонке просто неизбежна и именно за это эту дисциплину так любят зрители. Хотя есть в ней еще несколько привлекательных особенностей.
Ведь все происходящее на трассе лежит, что называется как на ладони у зрителей! Пилоты мчатся по кругу и абсолютно все происходящее на трассе видно с трибун. Далее больше. Собственно все происходящее будет совершенно понятно всем пришедшим, и тут совершенно не обязательно быть докой от автоспорта. Суть очень проста. На старт каждого заезда выходят по четыре соперника.
Они стартуют в ряд и один заезд длиться обычно 4 круга (хотя может быть и пять). Цель проста – финишировать впереди своих соперников. Пришедший первым получает три очка, второй – два и третий – одно. Последний в заезде получает «баранку», то есть ноль. Спросите: «Зачем тут очки?» Да затем, чтобы определить победителя и призеров, ведь одна гонка в треке или ипподроме обычно состоит из 20 подобных заездов! Это так называемая таблица 16, то есть форма, рассчитанная для 16 участников. По ней и будет проводиться «ипподром». Каждый из гонщиков должен по одному разу противостоять в очной борьбе каждому из соперников, для чего будет стартовать по пять раз. В итоге сумма набранных баллов во всех гонках и будет являться мерилом успешности пилота. Зачастую у пилотов наблюдается равенство пунктов в конце гонки. И в случае если это первые три призера, то тогда будет назначаться дополнительный заезд, который и определит победителя всей гонки! Но, организаторы приготовили огромный сюрприз.
В эти выходные в Харькове пройдет не одна, а как минимум две полноценные гонки! Иными словами в гонке примут участие два класса автомобилей, в каждом из которых будет вестись отдельный зачет. То есть, как минимум зрители за два дня увидят не менее 40 гонок! Но, и это не все. Так как уже желающих стартовать более чем по 16 человек, что предусмотрено правилами, то помимо тренировочных заездов будут проводиться и квалификационные. Они будут состоять из одного разгонного и двух хронометрируемых кругов (в этот момент на трассе будет находиться только по одной машине). Квалификация определит 16 быстрейших пилотов, которые и примут участие в гонке. Четыре более медленных станут запасными, что предусмотрено регламентом. В случае отказа техники или снятии за грубые нарушения пилота с соревнования его место занимает запасной. В треке зачастую случались курьезы, когда такой запасной в итоге становился призером, или даже победителем гонки! Например, когда один из основных участников выбывает в самом начале соревнования. Правда, только в трековой дисциплине есть еще одно очень демократичное правило – тут можно «меняться» автомобилями. Конечно не в прямом смысле слова. Например, изначально два пилота могут делить один автомобиль в гонке. Это обусловлено изначально. Когда им выпадет стартовать в одном заезде, то второй участник, остающийся без средства передвижения, может «одолжить» автомобиль у кого-нибудь из соперников. (Конечно при их согласии). Есть и неписанное правило – в принципе, если у кого-то из строя выйдет автомобиль, он может точно также всю гонку одалживать автомобили у соперников, хотя такое случается не часто, тем более что повреждения наружным панелям автомобилей в зимнем треке просто неизбежны. Но все же и такой вариант возможен.
Если же участников заявившихся участников будет больше чем 20, то остальные более медленные в квалификационных заездах просто отсеются. А по предварительным данным, во втором классе (автомобили с двигателем до 2-х литров с приводом на одну ось) уже порядка 25 заявок! Первый же класс будет состоять из привычных многим «стоковых» «восьмерок» с двигателем до 1,5 литров (хотя на старт могут выходить любые автомобили с данными двигателями). Причем технические требования более чем демократичны: в гонке могут принимать участие практически любые спортивные автомобили, в том числе и кроссовые, коих в Харькове не мало. Но и это не все. Запланирован и третий, самый мощный и зрелищный класс, где на старт могут выйти раллийный и кроссовые полноприводные автомобили («Субару» и «Митсубиси»). Увы, но пока есть четыре заявки, и раллийные пилоты похоже, что не хотят попробовать свои силы на ледяном ипподроме, а жаль. Ибо пилотаж на моноприводе и полном, да еще и приводимым в действие мощнейшим двигателем, это как говорят в Адессе две разные весчи. Если же на гонку все же приедут четверо заявившихся, хоть их и не будет хватать для минимальной трековой таблице девяти, им все равно устроят гонку. К тому же она будет даже интересней. Ведь в случае с 9 пилотами они стартуют по три раза каждый, но в заездах из трех участников. А так для этих четверых проведут гонку в кроссовом формате, где в нескольких заездах они по несколько раз будут как четверка мушкетеров выходить на бой, но только сражаться сами с собой. Главное чтобы они приехали!
Но даже если полного привода не будет, 40 гонок, плюс тренировочные и квалификационные заезды, которые пройдут в субботу, это тоже зрелище более чем привлекательное и уникальное. Ведь это первые настоящие ипподромные гонки в Украине более чем за 10 лет! В самом Харькове подобная гонка проводилась более 15 лет назад. Да многие могут вспомнить, что на родине летнего украинского трека в Ровно пару гонок проходили и по обледенело заснеженной дорожке и что в самом начале 2000-х годов под Киевом на мототреке СК «Чайка» тоже проводились уже настоящие зимние гонки по ледяному покрытию, причем на стандартном гражданском шипе. Но, как и ровненские, те гонки от настоящих ипподромных отличало то, что дорожка была короткой 400-метровой, а главное, что на «Чайке» она была окаймлена более чем твердым бетонным отбойником. Об него то пилоты и приловчились опираться (при этом, серьезно повреждая правую сторону своего автомобиля) и почти все гонки тогда превратились в своего рода езду по над отбойником. На настоящем ипподроме длинна дорожки более одного километра и ее ограничивает мягкий снежный бруствер, техника операния на который (если это понадобиться для переднеприводных автомобилей) совсем иная, но она тоже может быть чревата последствиями. Как бы то ни было – главное, что это зрелищно! Но все же самое главное скорости: при более чем в два раза большей длине ипподромной дорожки, скорости автомобилей тут намного выше, чем на треке длинной в 400 метров. Подобная гонка была проведена один раз в начале 2005-го года на нарезанной дорожке под Кременчугом, но тогда свои коррективы внесла погода – снежное полотно раскисло, и местами появились лужи, и даже дорылось до песка. Такого однозначно не случиться на настоящем ипподроме, который примет гонки в эти выходные. И погода тому способствует.
Для тех же, кто не выдержит два дня на морозе, тогда мы рекомендуем выбрать для вылазки на свежий воздух воскресный день, в который состоится порядка 30 заездов! Начало воскресных заездов запланировано на 9.30 утра. Не проспите, приезжайте и приходите, думаем что уникальность (для Украины) и зрелищность ипподромной гонки мы изложили…
Вячеслав Щербина специально для Эпидемии скорости