19 мая в Харькове прошло почти незамеченное многими, но интересное и редкое событие, котороe энергичные и весёлые жители предвкушали уже не одну неделю: к нам приехал... нет, не ревизор, а сразу около сотни машин ралли Пекин-Париж. Каждый раз это дружеское соревнование ждет новый маршрут.
В этом году и Харьков получил возможность познакомиться с классикой автомобилестроения, на которой проходили проверку жизнью разные в разное время решения. Это благодаря им мы теперь имеем возможность комфортно перемещаться в городах, а то и жадно поглощать пространство на автобанах с немыслимой раньше скоростью.
Глядя на автомобили, кажущиеся иной раз несуразными, а то и попросту опасными повозками, сложно поверить, что они уже пробежали столько километров от самого Пекина. А ведь это уже не первый раз. Ралли ретро-автомобилей проводится каждые три года, начиная с конца девяностых годов прошлого столетия, когда ралли было возрождено. История началась в начале прошлого века, когда в 1907г. в одной из газет появилось объявление: "Найдётся ли кто-нибудь, способный проехать на автомобиле от Парижа до Пекина этим летом? Маршрут длиной в 16 тысяч километров! Награда победителю 100 000 франков!”. В гонке взяли участие автопроизводитель, президент французского автоклуба маркиз Альберт де Дион и итальянский принц Шипионе Боргезе. Граф, который и победил тогда, ехал с женой, водителем и журналистом; благодаря этому о ралли узнал весь мир.
Теперь ралли постоянно возвращается из Пекина, отдавая должное истории. Всё проходит под эгидой Endurance Rally Association и это уже пятое по счёту соревнование. У 96 экипажей из 26 стран есть 32 дня на весь путь. Это не 80 дней, но и маршрут значительно короче. Под колёсами авто расстелятся восемь стран: Китай, Монголия, Россия, Украина, Словакия, Австрия, Швейцария и наконец Франция. В Украине ралли впервые и проходит при поддержке Автомобильной Федерации Украины (ФАУ).
Самый старый автомобиль - столетний Ford Model T из Австралии, а самому младшему авто "всего” 31 год.
Впервые Харьков мог посмотреть на такое количество автомобилей, многие из которых можно увидеть далеко не в каждом музее. А тут они еще и живые, и об их возрасте напоминает только контраст с современными потомками.
Под стать машинам были и другие участники: люди. Открытые, весёлые, любопытные, самых разных возрастов охотно шли на контакт, делились информацией об автомобилях и были с радостью приняты жителями нашего города.
После торжественной встречи участников на площади была собрана небольшая пресс-конфренция для общения с неизбежным "злом” нашего времени: журналистами, на которой в добродушной атмосфере можно было пообщаться с организаторами и их помощниками в том числе из Комитета Исторических автомобилей ФАУ, которые помогли в технических и организационных вопросах.
Приятно, что город смог достойно встретить участников и дать возможность отдохнуть в комфортных условиях: в машинах о комфорте думать не приходилось.
Вскоре можно было осмотреть машины-участники. А ведь посмотреть было на что! Бентли, Роллс-Ройс, Ситроены, некоторые вообще уже исчезнувшие марки! Это даже больше, чем музей на колёсах: никакой пыли, только бурлящая механическая жизнь, которая всё не сдаётся и добравшаяся до очередного привала.
С преогромным сожалением расставались с автомобилями и из головы никак не хотело исчезать яростное согласие с чуть ли не девизом, увиденным на одном из автомобилей, который вызывающе противопоставлял жизнь этих авто серой действительности большинства:
Текст и фото Юрий Юрченко
|